Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 20.10.2019, 19:10
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Теренсайская СОШ имени И.Ф.Павлова"

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Полезные ссылки

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие коммуникативных способностей учащихся

Тема:  Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»

Проблема преемственности между начальным и средним образованием актуальна во все времена. Из-за многогранности данной проблемы устранить её полностью довольно сложно, так как постоянно будут проявляться всё новые и новые её грани.

Рассматривая преемственность на практическом уровне, как правило, обращают внимание на три аспекта:

1.                преемственность в содержании курса;

2.                преемственность в формах и методах работы;

3.                преемственность в требованиях  к учащимся.

К сожалению,  выдержать все три аспекта – задача подчас непосильная. И не секрет, что во многих школах среди учителей существуют два «лагеря»: учителя-предметники и учителя начальных классов, разговаривающие на «разных» языках, причём никто из них не хочет отступить от своих принципов. При этом можно организовывать сколько угодно педагогических консилиумов, собраний, конференций, заседаний рабочих групп, но дело так и не сдвинется с «мёртвой»  точки. А страдают от этого наши дети. И как больно видеть нам, учителям  начальных классов, как наши «звёздочки» начинают «гаснуть» от класса к классу. И в этой связи хочется оказать посильную помощь своим ученикам, для того чтобы при переходе в среднюю школу не было в их жизни резкого перелома. Чтобы новое появлялось в их жизни постепенно и не ошеломляло лавиной отрицательных впечатлений.

За годы своей работы  в начальных классах у меня было 3 выпуска. Первый обучался по программе ЗПР. Для меня это была большая школа. Второй выпуск обучался по традиционной программе 1-3. После выпуска не часто, но приходилось выслушивать от учителей-предметников нарекания, которые заставили в работе со следующим  классом, который обучался уже по традиционной программе 1-4, учитывать требования учителей, менять стиль общения с детьми, а порой и вносить коррективы в программу.

Мой четвёртый выпуск, нынешний, обучается по УМК «Гармония», в котором вся система работы ориентирована на устранение недочётов в плане подготовки учеников для  их  дальнейшего успешного обучения в старших классах. И сама собой отпала необходимость что-то менять, экспериментировать. Дети привыкли работать в другом темпе, добывать самостоятельно информацию, размышлять, творчески подходить к решению учебных задач, имеют свою точку зрения и не боятся её высказать.

В этом учебном году мои дети заканчивают 4-ый класс. Что же ждёт их дальше?

В нашей школе преемственность в содержании курса по русскому языку и математике, к счастью, сохраняется. А вот дальше… всё зависит от учителя – как он примет и поведёт моих детей дальше. Если будет придерживаться принципов, заложенных в системе, то и у детей не пропадёт интерес и проблем, скорее всего, не будет. А если действует по старинке – что тогда???  А как быть с остальными предметами?

И тут на память приходят слова: «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное – научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь». В данном случае применительно к процессу обучения можно выделить 4 способа:

- дать рыбу и не обучать ловле;

- учить голодного ловле;

- накормить, а потом учить ловле;

- учить ловле и одновременно кормить.

Лично для меня ближе четвёртый вариант и этому прекрасно способствует вся система работы по УМК «Гармония», ведь главная его цель – формирование у младшего школьника умения учиться. Причём связующим звеном всего УМК является формирование коммуникативной компетенции как ключевой.

Воспитание  же личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях, как известно, является приоритетным направлением стратегии внедрения 12-летнего обучения. Чтобы воспитать такую личность, необходимо сформировать у него коммуникативную компетенцию, которая включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи; умениями  и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Причём коммуникативная  компетентность предполагает, прежде всего, формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности.

           К сожалению, практика показывает, что далеко не все выпускники не только начальной школы, но и учащиеся старших классов,  умеют чётко и логично излагать свои мысли, композиционно оформлять свою речь, адекватно воспринимать и анализировать чужую речь. Между тем, ещё в период становления методики первоначального обучения русскому языку К.Д.Ушинский отмечал, что «учение детей отечественному языку имеет три цели» и первая цель – это «развивать в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова». Вот почему своей основной задачей подготовки учащихся к успешному обучению в старших классах считаю обучение  полноценному общению в устной и письменной форме. Для решения этой проблемы УМК «Гармония» предоставляет огромные возможности на всех предметах. Я же хочу остановиться на предмете «Окружающий мир» Ольги Тихоновны Поглазовой, так как этот курс  широко реализуют не только возможности развития рационально-логического, эмоционально-образного мышления, но и даёт возможность учителю познакомить младших школьников с научно-популярными текстами и научить их работать с ними. А именно через текст на уроке и реализуются все цели обучения в комплексе: образовательная, воспитательная и коммуникативная.

Прежде всего, свою работу я начинаю с мотивации. Важно ещё на первых уроках «Окружающего мира» заинтересовать учащихся перспективой повышения успеваемости, облегчения дальнейшего запоминания учебного материала, выявить отличительные особенности научного текста от художественного.

 Затем начинаю работу по обучению приёмам рационального чтения, предложенным О.Т.Поглазовой. Он состоит из 4 этапов.

Алгоритм чтения учебных текстов

1 этап – чтение  заголовка текста и осознание цели дальнейшего  

               чтения.

1.     Начиная чтение, внимательно прочти заголовок и запомни, на какие вопросы надо найти ответы в тексте. Это главная цель чтения текста.

2 этаппоследовательное чтение каждого абзаца текста и выделение необходимой информации.

2.     Читай текст, помня учебную задачу: найди ответы на поставленные вопросы.

3.     Прочтя очередной абзац текста, поразмышляй:

- О чём этот текст? Какие слова раскрывают его содержание? Подчёркивай их волнистой чертой.

- Какие новые понятия встретились в отрывке текста? Подчеркни их прямой чертой.

- Что тебе осталось непонятным в тексте? Отметь эти места на полях вопросительным знаком (?).

- Что в прочитанном отрывке кажется тебе наиболее интересным? Отметь эти места текста на полях восклицательным знаком (!).

После этого переходи к чтению следующего абзаца.

3 этапповторное чтение выделенных на втором этапе самых важных участков текста и проговаривание (в уме) ответа на поставленные вопросы, подведение итогов чтения.

4.      Закончив чтение и разметку всего текста, просмотри его ещё раз с самого начала. Достаточно внимательно прочесть ещё раз только подчёркнутые тобой ключевые слова и новые понятия, а также помеченные тобой на полях самые важные участки текста. После этого попробуй проговорить про себя ответы на вопросы, поставленные заголовком текста, пользуясь отмеченными в тексте словами и фразами.

5.     Подумай, что в тексте осталось тебе непонятным, и отметь на полях, о чём следует задать вопросы учителю или взрослым дома.

6.     Стоит отметить и те места в тексте, которые показались тебе настолько интересными. Что хотелось бы узнать о прочитанном больше. 

Поработав таким образом с текстом, каждый ученик сам может убедиться в том, что эта работа не только помогает лучше понять материал, но и подсказывает план пересказа.

Для ещё более наглядного представления материала возможен следующий этап работы:

4 этаптрансформация тестовой информации в другие виды: схемы, таблицы, алгоритмы, рисунки и т.д.

Как показала практика, основные затруднения у учащихся вызывает пересказ научно-популярных и учебных текстов. Применение схем оказывает огромную помощь в решении этой проблемы, так как они содержат в себе всё главное и существенное, являясь, по сути, планом ответа.

Обучать детей сначала работать по готовым схемам, а затем и составлять их самостоятельно, начинаю с самых простейших. И постепенно дети уже сами, могут «набросать» небольшие схемы, памятки. Кроме того стараюсь и сама давать схемы, каждая из которых является продолжением предыдущей и позволяет видеть, лучше понять такие сложные темы, как, например, «Полезные ископаемые», «Организм человека и охрана его здоровья».   

Однако лишь осмысливая текстовую информацию невозможно добиться больших результатов в обучении. Здесь важно научить детей самостоятельно добывать информацию, логически мыслить, выявлять причинно-следственные связи. Этому в огромной степени помогает проблемное обучение.

Так, если в 1-2 классах на уроках «Окружающего мира» существовал такой этап урока как объяснение учителем нового материала, то в 3-4 классах объяснение как таковое отсутствует. Существенную роль при введении новых понятий играет момент «открытия истины». Стараюсь учить детей самостоятельно добывать информацию в процессе разрешения проблемных ситуаций, путём побуждения к творческому поиску вариантов решения учебных задач и способов действий (в процессе собственных наблюдений или эксперимента), выявления причин и следствий природных явлений, путём добывания информации из разных источников (энциклопедий, справочников, телепередач, научно-популярной литературы),  сталкивая разные мнения, создавая порой, коллизии, противоречия, в итоге – ненавязчиво подводя к выводу. Это, конечно, намного сложнее, но и гораздо интереснее. При этом важно, чтобы каждый ученик мог почувствовать себя активным участником процесса познания независимо от уровня его умственного развития, имел свою личную позицию, умел высказать своё мнение и выслушать товарища, и в итоге - найти решение проблемы.

Если на всех уроках я  стараюсь придерживаться идеи сотрудничества, то на уроках окружающего мира даю детям ещё «большую свободу». И на уроке главный не учитель, а каждый из учеников, так как считаю, что для того, чтобы научиться учить себя, то есть овладеть деятельностью учения, школьнику необходимо поработать в позиции учителя по отношению к другому («попробую учить других»), или к самому себе («учу себя сам»). Моя работа – ненавязчиво направлять ход мыслей, обучать новым видам деятельности. Очень часто на уроках использую групповую работу, которая даёт огромные возможности развития готовности  к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог.

Для подготовки к публичным выступлениям стараюсь, по мере возможности,  давать детям задания по  подготовке разного рода сообщений. В 4 классе учащиеся нередко самостоятельно готовят для сопровождения своих выступлений компьютерные презентации. Стараюсь также привлекать детей к исследовательской работе.

Очень нравиться детям оценивать друг друга и себя. Для того, чтобы каждый ученик мог самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим систематический опыт следующих действий:

- сопоставлять работу с образцом;

- вырабатывать критерии оценки учебной работы;

- сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека;

- давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах;

- формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание)

Все эти умения формируются в процессе тренировочных упражнений, которые можно проводить на всех уроках.

И ещё один приём, который я использую вот уже много лет. Он позволяет делать упор на развитие  долговременной памяти, ведь не секрет, что  многие  учащиеся при подготовке домашнего задания ставят перед собой задачу – рассказать учителю материал  на следующем уроке, а потом, как правило, всё  благополучно забывают. Мои дети привыкли, что ответ на уроке состоит из 2-х частей:  1ч. – ответ по теме урока,

                                        2 ч. – «3 вопроса на засыпку»

Благодаря этим «3 вопросам» учащиеся не только готовятся ко всем урокам, но и держат в памяти материал всех уроков предыдущих лет, внимательно слушают ответы товарищей, читают дополнительную литературу, умеют задавать вопросы, умеют грамотно на них отвечать, не теряются при ответах и всегда показывают прекрасные знания.

Приведённые формы работы, которые я использую на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония», позволяют добиться активной и плодотворной работы на уроках, пробуждают  интерес к наукам, с которыми учащиеся встретятся уже в 5 классе, позволяют развивать умения и навыки речевого общения  применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учётом адресата и стиля. В итоге – позволяют воспитать нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного.

 И от нас, учителей начальных классов, во многом зависит, придут ли наши дети на уроки в 5-е классы с осознанием необходимости и потребностью учиться, или у них  будет чувство растерянности и нежелание  знать о мире больше, чем видишь.  

Так давайте вместе, по мере своих возможностей, поможем нашим детям пережить этот период  обучения как можно легче. Тем более, что у нас есть прекрасный помощник – УМК «Гармония»!!!

Категория: Мои статьи | Добавил: terenschool (26.01.2009) | Автор: Куанышбаева Г.Б.
Просмотров: 5101 | Рейтинг: 4.6/5
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz