Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 20.10.2019, 20:10
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Теренсайская СОШ имени И.Ф.Павлова"

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Полезные ссылки

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Методы и формы организации профессионального воспитания на уроках технологии

Методы и формы организации профессионального воспитания на уроках технологии

 

Савина Нина Владимировна

учитель технологии

МБОУ «Теренсайская СОШ»

 

    Если вы удачно выберете труд

и вложите в него душу,

то счастье само вас отыщет.

К. Д. Ушинский

Жизнь ставит человека в ситуацию выбора, ему приходится принимать решения, и оттого, насколько правильно сделан выбор, зависит его дальнейшая судьба. Свой первый ответственный выбор ребенок совершает в подростковом возрасте. Либо он продолжает обучение в старших классах, либо поступает в учебные заведения. Перед учащимися стоят вопросы: как правильно выбрать профессию, учебное заведение? Чтобы выбор был по-настоящему осознанным, необходимо помочь подростку в самоопределении. В результате системной работы с подростками учреждения среднего профессионального образования получают самостоятельных, ответственных студентов, умеющих планировать свою деятельность и принимать осознанные решения, то есть способных конструировать свою жизненную стратегию.

Профессиональное воспитание начинается с первый дней ребенка в школе, на всех уроках и проводится всем педагогическим коллективом во взаимодействии школы, семьи, общественности.

       Говоря о воспитании как педагогической категории, необходимо отметить следующее:

- воспитание является категорией педагогики как науки, вместе с категорией обучения составляющей категорию "образование";

- воспитание не может рассматриваться только как процесс социализации (поскольку это процесс управляемый, а социальная среда воздействует на человека стихийно, и исключить ее воздействие невозможно), так же как и неправомерно его употребление в узком смысле - как процесс формирования каких-либо качеств личности. Качества формируются только в процессе деятельности, воспитывать можно отношения (или систему отношений, составляющих характер);

- воспитание - это не столько процесс трансляции соцкультурного опыта от старших поколений младшим, сколько активное творческое усвоение его (благодаря операциям анализа, оценки, переосмысления и т.д.) индивидом с целью самореализации, саморазвития и адаптации к условиям социальной среды.

Профессиональное воспитание имеет ограничения, которые выводят его из глобального пространства умственного, физического, экономического, правового, эстетического и т.д. воспитания.

В профессиональном воспитании существует достаточно четкий круг профессиональных отношений, обусловленных характером и спецификой избранной профессиональной деятельности.

 В России профориентационная деятельность начала развертываться в первые годы XX века. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути.
   На каждом этапе общественного развития система профориентации решает определенные задачи. Например, в 40-ые годы ставились задачи преимущественной ориентации молодежи на рабочие, инженерные и военные профессии; с середины 50-х - на рабочие профессии; в 80-х годах - на профессии сельскохозяйственного производства, педагогические, военные, инженерные, рабочие профессии основных и вспомогательных производств и на профессии обслуживающего труда. На сегодняшний день рынок труда перенасыщен специалистами в сфере юриспруденции и экономики.
 Ощущается острая нехватка кадров рабочих специальностей, а также инженеров узкой специализации.   

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу.
   Школа должна выпускать из своих стен готового к самостоятельной жизни человека.  В образовательной области «Технология» имеется особо благоприятные условия для  проведения систематической целенаправленной   работы по профессиональному воспитанию  учащихся.

     Принципы профессионального воспитания:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее поколение, результатом которого является формирование личности человека. Важнейшими составными частями воспитания являются трудовое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание. Профессиональное воспитание — также неотъемлемая и важнейшая часть воспитания. Оно осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности, что обеспечивается педагогической направленностью учебно-воспитательного процесса, работой учащихся по выбору и освоению избранной профессии. Таким образом, под профессиональным воспитанием понимают процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности.

Профессиональное воспитание - завершающий этап системы профориентации учащихся. В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, участие в деятельности трудовых объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в профессиональном учебном, заведении, (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей):

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики; закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы по специальности, окончательное утверждение в избранной профессии).

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

В современной исследовательской литературе также представлено мнение, согласно которому основной целью профессионального воспитания должно быть обеспечение соответствия индивидуальных качеств личности общественным требованиям, предъявляемым к профессии. В основе этой идеи лежит сформулированное Т. Парсонсом положение о том, что результат профессиональной деятельности (ее успешность и удовлетворенность ею) зависит от степени соотнесенности индивидуальных качеств с требованиями к профессии. Это положение в рамках различных теорий толковалось как соответствие: направленности личности объективным характеристикам профессии; индивидуальных особенностей личности типам профессий; стремлений личности объективным условиям профессиональной деятельности; личных профессиональных мотивов социальным требованиям к профессии; типа личности типу профессиональной среды; профессиональных альтернатив ожидаемому успеху и т.д

Целью профессионального воспитания является личностное развитие субъекта, формирование профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих непрерывное развитие, самоактуализацию и полноценное участие в профессиональной жизни.

В своей работе я использую  формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми (практическими) умениями. Знакомлю учащихся не только с профессиями, но и с экономикой, организацией,   технологией производства, путями освоения профессией.

   Наиболее распространённые методы профориентации, используемые мною на уроках: 

·   беседа (например, по теме: «О профессиях», «Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии», беседа-диалог «Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам», «Все работы хороши…», «Темперамент и профессия» и т.д.).

·      видео фильмы («О профессиях», «Как правильно выбрать профессию», «Адвокат», «Бухгалтер», «Визажист» и  др. можно найти на электронной страничке по адресу: www.profvibor.ru/catalog/video/ ).

·    наблюдение за деятельностью и развитием учащихся (на своих уроках я имею возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационной работы);

·      анкетирование, опросы, тесты (например, анкета «Ориентация», которая позволит  получить лучшее представление о  профессиональных склонностях и о своих профессиональных способностях; тестирование «Карта интересов» (КИ) поможет определить  интерес к каким-либо отдельным областям знаний или определенной деятельности; «Опросник профессиональных предпочтений» (автор Л. Н. Кабанова) - позволит определить ваше отношение к различным типам профессий и ваши умения и желания заниматься определенными видам профессиональной деятельности; тесты «Аналогии», «Числовые ряды», «Интеллектуальный потенциал» позволят выявить уровень интеллектуальных способностей).

·  задачи и упражнения с практическим содержанием; 

· учебно-практические и лабораторно-практические работы;

· метод проектов (проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению, развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников).     Обучающиеся должны уметь трудиться, изготавливать полезные вещи своими руками. Этот практический опыт пригодиться им в дальнейшей жизни, поможет им социализироваться в человеческом обществе.  

Что касается форм работы, то это могут быть:

· экскурсии (учебной программой по технологии не предусмотрены специально экскурсии на производство, но очевидно, что дать учащимся полное представление о современном производстве без его посещения весьма трудно. Многие проблемы могут быть представлены в понятной для учеников наглядной форме только при соприкосновении с реальной производственной средой).

· тренинги;

· сочинения «Кем я хочу быть»,

· выставки лучших работ;

·  игры;

· встречи со специалистами;

· профессиографические исследования;

· сотрудничество с родителями и т.д.

Также в своей работе очень часто использую синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.  Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

  Использование перечисленных методов, форм  позволяют  возбуждать познавательный интерес у учащихся и позволяют переходить в самостоятельную продуктивную работу. 
К концу 9-го класса выпускник, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно должен сделать определённый выбор.

   Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных изделий, они приобретают специальные умения и навыки, овладевают практической деятельностью, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии. Что мы и делаем на протяжении всего обучения.
    Сегодняшний мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведения в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.  Любые практические умения и навыки могут пригодиться им в любой момент.

   Как итог, можно подчеркнуть, что работа по профессиональному воспитанию на уроках технологии может и должна проводиться в общеобразовательных учебных заведениях. И она проводится. Поэтапно и целенаправленно.  И многое здесь зависит от неравнодушного отношения учителя к своему предмету и ответственности за будущее своих учеников. 

 

 

 

 

Литература

1.      Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка//Народное образование.- 2004.-№1.- с.97-100.

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Модернизация: шаг в будущее (Вып.4.) // УГ.-2005.- № 42.

3.      Лернер П.С. Профессиональная проба, или Выбор профиля образования//Одаренный ребенок.-2004.-№1.- с.98-108.

4.      Программы общеобразовательных учреждений: ТЕХНОЛОГИЯ Трудовое обучение: 1-4, 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2006.

5.      Смирнова Е. Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176 с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).

6.      Профориентация на уроках Трудового обучения [Электронный ресурс]. - http://www.trudoviki.net

7.      Методическая копилка по профориентации [Электронный ресурс]. - http://ilmensch07.ucoz.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: terenschool (17.12.2014)
Просмотров: 2765 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz